Главная
Полезное
Почитать
Форум
Гостевая
     Уроки манипуляции людьми

Фокус-покус
Поверь, это далеко не самое страшное, что может случиться в мире, где все строится на взаимной манипуляции. Так было всегда, но никогда еще автоматика влияния, давления и внушения не была столь изощренной, как в наши дни, называемые некоторыми знающими людьми – последними.
СМИ и реклама отрегулировали механику внушения до устрашающей эффективности. Впрочем, нами манипулируют не только на распродажах и в модных бутиках. Если ты согласился принять участие в благотворительной лотерее, тут же пожалев об этом, – тобой манипулировали. Если ты задерживаешься на работе, потому что в твоей компании принято работать сверхурочно, – тобой манипулировали. Если, придя на выборы, ты ставишь галочку напротив понравившегося тебе кандидата – тобой опять же манипулировали, хотя бы потому, что внушили необходимость принять участие в самой процедуре выборов.

Как это работает
Большинство людей редко принимают решения по результатам анализа ситуации в целом. Мы действуем, ориентируясь на определенные сигналы, которые заслуживают нашего доверия. Пример с запретом доступа к информации – как раз из таких случаев. Если информация запретна – значит, она в дефиците, ее не хватает. Дефицитные вещи, как мы знаем из счастливого детства, качественнее и важнее, чем имеющиеся в избытке (на постсоветского человека этот принцип действует особенно эффективно). Ага, есть сигнал! Манипулятору достаточно этот сигнал подделать, создать впечатление, что какой-то предмет запретен, подцензурен, дефицитен, – и мы тут же кинемся его искать.

Ты мне - я тебе
Один из самых, пожалуй, распространенных способов манипуляции – принцип ложной уступки. Допустим, я хочу занять у тебя 500 руб. Будь уверен: сначала я попрошу 1000, и ты мне, конечно, откажешь. Впрочем, я знал об этом заранее, и теперь я сделаю вид, что иду на уступку – спрошу 500 руб. Статистика утверждает: вероятность того, что сейчас я уйду с хрустящей пятисоткой в кармане, примерно в два раза выше, чем если бы я сразу попросил 500. Секрет в том, что я задействовал правило взаимного обмена: ты мне – я тебе. Только вместо обмена услугами получился обмен уступками: раз я иду тебе навстречу и прошу меньше, то и у меня теперь есть негласное право на одолжение с твоей стороны. Чтобы защититься от моего давления, нужно понять, что это всего лишь уловка, а значит, у тебя есть полное моральное право ее игнорировать.
Замечу, что моя хитрость тем действеннее, что включает в себя принцип контрастного восприятия: на фоне 1000 руб. вдвое меньшая сумма кажется вполне приемлемой. Продавцы очень часто используют этот прием, предлагая сначала дорогой вариант, а потом уже отводя клиента к «бюджетным» товарам. Под впечатлением от одного галстука от Brioni можно купить десяток рубашек от Benetton.

Власть толпы
Попробуй выйти на центральную улицу в конце рабочего дня, встать посредине тротуара и поднять голову. Пристально, не отрывая глаз, вглядывайся в небо, как если бы там действительно обнаружилось нечто необыкновенное. Сколько людей остановится за минуту, чтобы посмотреть, что там наверху происходит? Два-три, не больше.
Завтра, захватив с собой троих друзей, приходи на то же место в то же время. Смотрите вверх все вместе, неотрывно, в одну точку. Как ты думаешь, сколько остановится теперь? В аналогичной ситуации трем американским психологам в час пик удалось остановить 3/4 нью-йоркских прохожих. Так действует на людей принцип «социального доказательства».
Как известно, идеальная рекламная формула выглядит следующим образом: «ваши соседи (17 млн россиян, все домохозяйки округа Колумбия – нужное подчеркнуть) уже купили себе такой телевизор». Ты же прекрасно понимаешь, что большинство не может ошибаться. Как еще в прошлом веке показал основатель массовой психологии Гюстав Ле Бон: в толпе уровень сознания отдельных индивидуумов резко падает. Лучший способ противостоять этому – честно спросить себя, так ли уж похожи все эти люди на тебя и действительно ли лично тебе нужен телевизор с экраном, не пролезающим в дверь твоей комнаты.

Поймать за язык
Впрочем, иногда, чтобы заставить человека искренне поверить в жизненную необходимость покупки какого-нибудь матраса с электроподогревом, достаточно убедить человека взять на себя обязательство. Как известно всем сокрушателям нынешнего мирового порядка, общество, в котором мы живем, поощряет последовательных, целенаправленных и сознательных индивидуумов. Стремясь соответствовать требованиям среды, каждый из нас старается быть последовательным, а значит, выполнить обещанное. Почему компании так любят проводить конкурсы вроде «Напишите нам, за что вы любите колбасу завода «Серозубово», и получите приз»? Возможно, кто-то думает, что компании интересен креатив домохозяек, но на самом деле цель этих «безобидных» мероприятий – заставить как можно больше людей похвалить продукт, причем в письменном виде. Эффект оправдывает средства: исследования подтверждают, что люди начинают искренне верить в то, что написали.
Оптимальным для манипулятора вариантом будет, если жертва даст публичное обещание – в таком случае действенность внушения возрастает многократно. Заставив человека пообещать в присутствии коллег сдать годовой отчет к утру, шеф может быть уверен, что обеспечил бедняге бессонную ночь. Спасение здесь только одно – не давать никаких обещаний, не обдумав последствий.

Третий вариант
Как бы нам ни хотелось, полностью избежать манипуляций не получится, поскольку наш мир строится на взаимных уступках и одолжениях. Единственное, к чему стоит стремиться, – это исключить нежелательные, откровенно навязываемые решения и отслеживать способы, которыми вас к ним подталкивают. Часто встречается, например, тактика ложного выбора, который тебе предлагают сделать («Чем хотите заняться: вскопаете огород или покрасите забор?»).
Главное – помнить о себе и своих интересах.

Сайт управляется системой uCoz