Многие молодые люди сегодня поступают в
институты на компьютерные специальности или идут на курсы
переподготовки, где им преподают основы компьютера. Многие
родители стараются подтолкнуть своих детей к изучению этих
железных монстров, считая, что раз слова компьютер и Интернет
мелькают во всех газетах, журналах и телевизорах, то человек,
владеющий этой (кстати, какой?) профессией без работы не
останется. Особенно это характерно для тех родителей, кто сам с
компьютером не знаком или знаком слабо... А на самом деле, все
несколько сложнее...
Сначала возникают проблемы с поиском работы. Точнее, с одной
стороны, проблем, вроде, и нет - потребность в компьютерщиках
действительно высокая. А с другой - требования к ним, как
правило, тоже достаточно высокие и включают опыт работы,
знакомство с конкретными продуктами, языками программирования и
т.п. Это в крупной фирме, которая знает кто именно им нужен и
зачем. Как правило, это работа программиста или системного
администратора, причем сисадмином в серьезную контору вас не
возьмут без солидного опыта работы, а программером - сначала
попросят показать примеры ваших творений, проверят знание
математики и языков, всевозможных специальных навыков в области
специализации фирмы и т.п. Причем, как назло, наверняка
выяснится, что доскональное знание чего-нибудь мало вам
знакомого совершенно необходимо...
Нет, конечно, есть и небольшие фирмы, которым требуется просто
компьютерщик-универсал, но устроиться туда можно только по
знакомству, т.к. объявлений о найме на работу они, как правило,
не публикуют, и зачем именно им нужен компьютерщик тоже
представляют довольно расплывчато. Т.е. вам же еще и придется их
убеждать в собственной необходимости и обещать всевозможные
золотые горы...
Теперь, предположим, вы устроились на работу. Думаете, что уж
сейчас-то все хорошо? В какой-то мере вы правы. Но не до конца.
Когда пройдет первая эйфория выяснится, что компьютеры в конторе
разномастные (как в области железа, так и в области софта), две
трети из них морально устарели, в сети (если она есть!) полно
вирусов, сама сеть сделана максимально криво и периодически на
что-нибудь ругается, документы пропадают, 95 процентов
сотрудников пользоваться компьютерами не умеет, а еще 4 тоже не
умеет, зато активно экспериментирует... Заодно выяснится, что
если раньше сотрудники худо-бедно справлялись с большинством
проблем своими силами, то теперь, когда в фирме появился
настоящий живой компьютерщик, все эти вопросы свалятся на вас.
Так что сразу готовьтесь к тому, что 3-4 часа в день у вас будет
уходить на смену картриджей в принтере, перезагрузку зависших
компьютеров и переустановку программ, поиски потерянных
документов и прочие абсолютно неинтересные вещи.
Разумеется, вам захочется все поменять. В вашей голове возникнут
картины сияющего полностью автоматизированного офиса, в котором
все проблемы (немногочисленные!) вы будете решать дистанционно,
сидя в своем закутке или даже дома... Ага! Щас! Для начала, вы
столкнетесь с тем, что начальство совсем не считает необходимым
выкладывать кучу денег на новую технику, и даже на обновление
существующей, мотивируя это тем, что и так все работает. Не так,
как хотелось бы, конечно, но все же... По-том вы убедитесь, что
сотрудники вовсе не горят желанием сменить проверенные версии
программ на современные и тратить время на их изучение. Не
говоря уже о том, что эти современные версии из-за старого
железа работают медленно и ненадежно... И не только из-за
железа, но и по совершенно непонятным причинам... И встают не на
всех машинах... И с Интернетом проблемы - нет денег, нет прямых
проводов, модем занимает нужную линию, связь медленная и еще
много всего...
Если вы будете настойчивы, то через некоторое время, все же
выбьете денег на сервер, апгрейд хотя бы части компьютеров,
прочие необходимые вещи и с энтузиазмом возьметесь за переделку
офиса. После чего обнаружится, что собранная сеть почему-то
работает не совсем так, как вы себе представляли (и как описано
в книжках), половина вещей ругается на абсолютно непонятные
вещи, а начальство капает на мозги из-за того, что офис работать
не может. Исправление основных глюков займет недели две
круглосуточного бдения в конторе, активной закупки и чтения
книг, общения в Интернете, помощи знакомых и прочих
телодвижений. После того, как все со скрипом заработает
выяснится, что сотрудникам это неудобно и непонятно, те вещи,
которые вы считаете достижением никому не нужны, работа офиса
резко затормозилась, т.к. все путаются в программах, а вы не
успеваете бегать между сотрудниками и доводить до ума начатое.
Вдобавок, зашедший в гости пятнадцатилетний сын соседки
начальника заявил, что вы сделали все неправильно и по доброте
душевной установил на половине компьютеров кучу игрушек, попутно
запустив пару вирусов и убив несколько документов... По закону
подлости "грохнется" какой-нибудь винчестер... Начальник (и не
только он) начнет вслух вспоминать старое доброе время до вашего
появления...
Еще месяца через три, когда все придет в относительную норму вы
сможете вздохнуть чуть более спокойно. Правда, выяснится, что
зарплату, вам повышать не собираются (а брали вас в фирму отнюдь
не на максимальный оклад), а даже намекают, что неплохо бы ее
сократить... Технику апгрейдить тоже как-то не планируют в
течение ближайшего года-двух... Сотрудники так ничего и не
выучили... С девушками у вас не клеится - какие девушки, когда
надо права пользователей настраивать... И восстанавливать
почему-то упавший после этой настройки сервер... Который вас в
упор не видит и пускать в сеть не хочет... А вы весьма смутно
представляете как все это делать, и книжек подходящих как назло
нет в магазине... Да и толстые они все... И дорогие... А денег
вам на них не дают, все на свои...
Потом вы постепенно втянетесь в 14-16 часовой рабочий день,
привыкнете приходить домой в 4-5 утра и появляться в конторе в
2-3 часа дня, набьете руку в решении пользовательских проблем и
не просыпаясь объяснять по телефону, что надо выбрать третью
менюшку справа, а в ней четвертый пункт сверху и в появившемся
окошке поставить галочку, научитесь с умным видом объяснять
начальству причины возникновения той или иной ошибки (как
правило, ссылаясь на кривизну Микрософтовских программ) после
чего быстро залезать в Интернет и разбираться что именно вы
сделали не так, освоите различные дипломатические приемы (в
первую очередь шантаж) для выбивания денег на апгрейды, заведете
знакомства во всех компьютерных фирмах города, смиритесь с
мыслью, что вы весьма смутно представляете как что работает и
одновременно убедитесь, что можете изучить, установить и
настроить все что угодно за ночь (которая, впрочем, каждый раз
почему-то будет выливаться в две недели) и совершите еще
множество интересных открытий...
И вдруг, совершенно неожиданно обнаружите, что вас считают
Специалистом...